"Karlshtain" "Zlatogradishte"

г. Екатеринбург
29 июня — 3 июля 2011

"Zamok fey"

Летопись славного Градиште


Жители Градиште выражают благодарность магистру Яну Пршибрану, собравшему летопись в архиве города и записавшему истории семей Градиште.

Издревле на земле, что вокруг Бехинского холма на реке Лужице проживал отважный и мудрый народ фригов. И был он столь многочисленен, что расселялся по берегам реки, Быстрой Водой называемой, а ныне - Дунаем, а так же на берегах морей Понтийского и Пропонтского. С берегов этих фригийцы, которых мисами соседние народы звали, ходили в набеги даже на хеттов. И установлен был у них союз с дарданами и дорийцами. От мисов дорийцы получили железо, но еще раньше в горах мисы олово добывали и возили его по всему миру торговать. А олово то надобно было, чтобы бронзу звонкую лить. Но, когда железо выплавлять стали, олово до времени оставлено было. После того, как пали державы Ассирийская и Хеттийская, ушли мисы снова на Дунай. Севернее их поселились племена бойев, пришедших от гор Альпийских, которые занимались охотой и земледелием. На холме Бехинском бойи те укрепление поставили, оппидумом называемое, а на соседней горе молились они Богу Единому. Приносили ему в жертву быков, и жили по справедливости.

Реку, что под холмом протекает, назвали Лужицей. От того, что вся она заболочена, и множество озерец и стариц имеет по течению. Лужица впадает в другую реку, которую Грохочущей Водой называли. Известна она как Влтава. Когда в Богемию пришел Маробород, он построил на холме Бехинском новое укрепление, обнеся его рвами. Но Катвальд, родич его, обманом привел в леса готов. Маробород бежал к римлянам. Проконсул Македонии Гай Скрибоний Курион в 75 году до Рождества Христова вступил в преследование союзных с готами дарданов, разрушил Бехинское укрепление, дошел до Карпат, но дальше идти не решился. Луций Кальпурний Писон приказывает в 12 году до Рождества Христова восстановить укрепления на реке Лужице. Цецина Север - следующий проконсул Рима - договаривался с племенами о мире в 6 году от Рождества Христова. Марк Аврелий неоднократно помогал народу Мароборода против готов. Но пришла опасность, с которой Рим и его германские союзники не смогли справиться. Уступив Аттиле и его гуннам, потомки Мароборода вместе с ним ходили на Рим.

Однако с гуннами запустение в землях на Лужице не произошло по причине пришествия сюда племени чехов. И так они были многочисленны, что восемь сотен родов стояло за королевной Либуше. Это были потомки венедов, о которых еще Геродот указывал. Вместе с ними шли дулебы, хорваты, лучане. Чехи остались у Влтавы, а хорваты, лучане и дулебы дальше пошли. И только заново были поля распаханы, городцы отстроены, как навалилось горе. С востока глубокого, юга далекого появились авары. Была их конница так сильна, луки так дальнобойны, а воины так неутомимы в бою, что прошли авары с огнем и мечом далеко на запад за Лабу. Все сжигали авары на своем пути. Бывало, захватывали в битве тысячи пленных, но не обращали их в рабство, а убивали. Градец на Лужице уцелел от того, что не пришлось ему стоять на основных дорогах. И многие укрылись за его укреплениями и лесными засеками.

А когда император Карл Великий войнами на авар ходил, дружина градца была в рядах того войска великого. И вернулись многие с добычей богатой. Внук Карла - Людовик II Немецкий много воевал с моравами. Но та война стороной прошла. Только вот на место Моймира Моравского Людовик Ростислава посадил Великоморавской державой править. А Ростислав позвал из Константинополя Святых Кирилла и Мефодия, дабы они крестили его народ. Князь чехов Боржевой Пржемыслович с супругой Людмилой крещены были при дворе моравского князя в 863 году от Рождества Христова. А в 865 году Кириллом с горы Фавор на реке Лужице крещены были многие жители Градиште. И благость была такая в тот день, что душа словно родниковой водой омылась. И крещение то было на славянском языке, равно как и письменность, что Святые Кирилл с Мефодием учили.

Еще при князе Кресомысле - прадеде Боржевоя - повелось, что в Градиште князья стали на охоту по осени приезжать. Здесь же и на советы собирались часто. По примеру Вышеградскому в 1093 году от Рождества Христова стали в Градиште каншелы избираться, чтобы управлять разумно самим городом и землями, что вокруг него. Первыми каншелами были Зденко Петржик, что сыроварню держал у "Зелена месяца", Милаш Говорка, чей отец кожевенными мастерскими владел, а сына своего в сколию в Вышеград учиться отправлял, Венцель Чесманек, что плотиной и мельницей владел, Паточка Обходник, который обозы торговые отправлял, и Збышек Маржинек, что дружину городскую собирал.

При Отакаре II Пржемысловиче в 1215 году Градиште провозглашен был "городом короны". Король отныне утверждал своего каштелана, который с помощью каншелов отвечал за благо Градиште и содержал в порядке стены города. Первым королевским каштеланом был Войтех Глава из Костельца. При нем были построены каменные Котновы башни и Бехинские ворота. Башен было четыре, а ворота укреплены железными коваными полосами. Именно со времен кроля Отакара II Пржемысловича ведется варение пива в Градиште. Раньше хмель не рос здесь. Его госпиты привезли. И пивоварни построили. Бржихачек Сас основателем семейства Сасов является. Их пивоварня до сих пор на улице Радонештовой стоит. С Войтеха Главы повелось, что каждое земство Градиште отдавало в дружину одного вооруженного на пять лет. В Северной башне дружинники жить стали, а город их брал на прокормление. И должны они были землю Градиштову от разбойников защищать, воров ловить, ратному делу обучаться и градиштовы обозы провожать. В Сонцевой башне каншелы собираются и устанавливают, что для Градиште хорошо, а чего делать не следует. Каншелы избираются на год в мае месяце всеми горожанами. И повелось, что на избрание каншелов в Градиште проводят праздник Мужче Купка.

По уложению королевскому только тому дозволялось пиво возить на ярмарки, кто варил его в построенных домах. Глядя на то, как семейство Сасов богатеет, решено было еще разрешить пивоварни открыть. Некоторые богатые семейства построили дома, а улицу ту Сладовой назвали. Из тех семей, что до сих пор пивоварни держат, Ганек Мацейков был и Богуслав Пажоухов. На Мужче Купке повелось соревнование устраивать, чье пиво самое лучшее. Кто получал венок из акации на Мужче Купке, тот и вез свое пиво на ярмарки в Пльзень и Старо Место. Дозволялось ему ветку акации также над своим домом держать и на бочках пива, сваренного в год победы, на обручи укреплять.

Чтобы можно было один дом отличить от другого городского дома, и чтобы все приходящие знали, что в каком доме делается, велено было в 1308 году каншелами Градиште украшать дома фигурами разными и вывесками. Позван был Батек Форманек, что учился камнерезному и иному искусству в монастыре Долгожицком, и даже был на строительстве собора Святого Вита в Пражском Граде. Старший сын Форманека стал золотых дел мастером, средний - цирюльником и открыл мыловаренную мастерскую, а младший ушел из Градиште, и долго о нем ничего известно не было. А поступил он на службу герцогу Баварскому Людвигу IV, стал воином искусным и в награду за мужество свое опоясан был рыцарем, командовал отрядом, а после войны получил замок Гольцштайн в Саксонии.

Стало известно в Градиште, что в Старом Месте, в 1318 году был утвержден устав цеха портных. Но каншелами Градиште решено было цехи не вводить, так как в Градиште мастерских было по одной каждого ремесла, за справедливостью к ученикам следят каншелы, за качеством изделий так же наблюдают каншелы Градиште. Для того чтобы хватало мужей, достаточно ученых, чтобы управлять новыми механизмами, и полезные усовершенствования вводить, решено было, что старшие дети семей обучаться должны не только грамоте у учителей городских, но в университете, что король Карел I в Граде Пражском устроил после года 1348. В 1356 году Юрась Бецков, чей отец держал Свечны Дом, стал магистром Карлова университета на факультете искусств. И стал он возить немногих своих учеников летом на штудии под Градиште на Лужицу, дабы они умели описывать растения и почвы, а так же заниматься опытами. Среди тех учеников был Кржиштан из Прахатиц, который, окончив факультет искусств, обучался еще в Медицинской школе в Монпелье, а после обратно в Прагу возвратился, где выбран был магистром университета. В то время в университет приехал учиться Ян Гус. Своей кротостью, талантами к риторике, трудолюбием добился Ян Гус звания бакалавра университета. Сначала его поддерживали пан Миколаш из Гуси и пан Ольдржих из Роземберга. После же того, как Ян Гус проявил свои способности к учебе, королева Софья назначила ему стипендию. Когда Ян Гус стал бакалавром факультета свободных искусств, он начал преподавать, и обучался одновременно на богословском факультете, который успешно закончил. Сначала его рукоположили в священники, и он получил кафедру Святого Михаила. Потом он возглавил кафедру проповедования, получив звание магистра, еще через год его избрали ректором университета. Магистр Бецков ушел в отставку в 1402 году. А в 1405 году умер в родном Градиште. Согласно его воле, построен был дом, на первом этаже которого была устроена штудия для занятий искусствами, а на втором этаже находятся комнаты для приезжающих в город учеников и их учеников. Дом этот горожане называют "Бела Жвезда" по расположенной над дверью восьмиконечной звездой.

После смерти Яна Гуса в Констанце, некоторые из магистров уехали из Праги в Градиште, спасаясь от безумия толпы и лелея в своих душах светлую печаль о прекрасном ораторе и талантливом проповеднике Яне Гусе. В своих проповедях он часто приводил примеры из жизни простых людей, из народных притч. Он показал, что простая жизнь, бывает, сама учит людей, как и что правильно. С 1414 года в Новом Месте Праги причащаются Святыми Дарами и Чашей. И службы ведутся на чешском языке. Когда в 1418 году в Градиште впервые приехал Прокоп из Пльзеня, он со своими учениками провел такую службу на горе Табор, в том самом месте, где Святой Кирилл когда-то крестил народ в Лужице. А в следующем году после того, как Яном из Жилицы были выброшены из Ратуши каншелы пражские и умерщвлены, Хвал из Маховиц у Глубокой привел с собой на гору Табор первых людей, ожидающих Тысячелетия Мира Господня. Против них вышел Индржих Лефль из Лажан, пан Бехине и Краковца, бывший каштеланом Градиште. Но каншелы Градиште не позволили дружине покинуть город, говоря, что люди на Таборе не чинят никакого разбоя, а потому не может быть против них никакой войны. Пан Индржих послал гонцов королю Вацлаву IV. Но те гонцы успели к самой кончине короля. А Хвал из Маховиц тоже гонцов послал в Прагу. И к нему на Табор прибыл Ян Жижка с многими вооруженными людьми. Так осенью 1419 года на горе Табор появился лагерь. Каншелы Градиште, узнав всю правду о вероломстве Сигизмунда, отказали в каштелянстве пану Индржиху, призывавшего Градиште к верности Сигизмунду. Они приняли многих пресвитеров и начали помогать Яну Жижке из Троцного содержать войско. А Ян Жижка дал обет защищать Градиште, если ему будет угрожать опасность, в том числе - от Сигизмунда.

Сильно уклад города это не изменило. Появилось много новых людей, но честных и трудолюбивых горожан это только радует.