"Karlshtain" "Zlatogradishte"

г. Екатеринбург
29 июня — 3 июля 2011

"Zamok fey"

Биография Яна Гуса


Yan Gus

Ян Гус (1371-1415) родился в Гусинце, на юге Чехии, в семье небогатого крестьянина, свою фамилию взял по месту рождения.
Имена родителей Яна Гуса неизвестны, но сам Гус вспоминал свою мать, которая заботливо внушала ему: "Чем, сын мой, должен руководствоваться юноша на своем пути? Разве не словом Божьим? Следовать слову божьему, почитать его, руководствоваться им..." В этой простой фразе деревенской женщины уже заложена основа будущих стремлений Гуса: мерить все правдой, почерпнутой в писании, в Библии, т.е. познанной правдой, и ею руководствоваться на свое пути.

В те времена для юноши из бедной деревенской семьи был только один путь к более обеспеченному будущему - стать священником. Для этого надо было закончить Пражский Университет.
"Когда я учился, - писал позднее Ян Гус, - у меня была цель поскорее стать священником, чтобы лучше жить, иметь хорошее платье и пользоваться почетом у людей".
С этой мыслью он отправился в Прагу. В 22 года Ян Гус достиг звания бакалавра свободных искусств, в 1396 г. стал магистром с правом чтения лекций, в 1400 г. записался на богословский факультет и вскоре, уже посвященный в сан священника, получил звание бакалавра богословия.

Гусу было мало занятий университетского профессора, и центр тяжести своей деятельности он перенес на кафедру проповедников. Именно как проповедник Гус достиг исторической известности. Последователи называли его "громозвучной сигнальной трубой", "неутомимым глашатаем правды устами Божьими". Он стремился обращать свои речи к людям, творившим жизнь, полную борьбы. Уважая человека - носителя жизни и возможного творца добра, он в то же время, и именно поэтому, был строг к нему, замечая все его недостатки, дабы помочь торжеству доброго началу в человеке. Следует отметить, что, несмотря на бесчисленные препятствия, с которым сталкивался Гус, ни в одной проповеди, ни в одном сочинении не прорвалось ни слова отчаяния. Он был провозвестником великой любви к людям, ставшей основой успеха его проповедей.

Одновременно с должностью проповедника Ян Гус занимал должность декана факультета искусств (1401-02) и ректора Пражского университета (1402-03). Он читал лекции и принимал экзамены, а среди его учеников оказался Збынек Зайчик, в 1403 ставший архиепископом Пражским. Збынек поставил Гуса проповедовать перед духовенством на съездах и соборах в Праге.

В 1404 г. Ян Гус вступил на кафедру костела св. Михаила в Старом Месте, где имел такой успех, что уже весной следующего года был избран и назначен в Вифлеемскую часовню. Эта часовня была основана учениками реформатора Яна Милича, выступавшего за реформу церкви. Пражский университет был охвачен борьбой сторонников номинализма и реализма, причем на стороне первых выступали в основном немцы, а вторых - чехи. Схоластический спор стал началом ожесточенной религиозной и национальной борьбы. В этот период король Вацлав IV склонялся к поддержке чешской партии, в которой собрались сторонники церковной реформы. Большое распространение получили труды английского реформатора Дж. Уиклифа, который призывал к секуляризации церковных земель. Их изучал и Гус. Учитывая, что Католическая церковь была в этот период крупнейшим собственником (ей принадлежало свыше половины земельных владений в Чехии), можно понять заинтересованность короля. К тому же это было время глубочайшего кризиса в Западной церкви - Великого раскола, во время которого авторитет ее упал до самого низкого уровня.

В лекциях и проповедях Гус обличал недостатки духовенства, осуждал богатство и роскошь Церкви. Взгляды Уиклифа произвели на него огромное впечатление, но он был менее радикален, чем английский реформатор. Сам он считал себя верным сыном католической церкви, но фактически придерживался двух из трех основных протестантских тезисов: поддерживал учение Блаженного Августина о предопределении и считал авторитет Священного Писания высшим по отношению к решениям папы и соборов. Проповеди Гуса привлекали значительное количество слушателей, в том числе простых горожан. Но духовенство, особенно немецкое, как более богатое, было им резко недовольно.

В 1403 немецкая партия сделала решительный выпад против Гуса. Профессор Пражского университета Иоганн Хюбнер выбрал из сочинений Уиклифа 45 статей, которые свидетельствовали о еретических взглядах английского проповедника. В университете состоялся диспут, на котором некоторые магистры, близкие Гусу, вступились за Уиклифа, но сам Гус лишь сказал, что многие извлечения неверны. Немецкие профессора в то время имели три голоса, а чешские лишь один, поэтому 45 статей были признаны доказательством ереси Уиклифа.

Пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии встала за одного, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором.

В 1410 непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа. Архиепископ потребовал сожжения сочинений Уиклифа, а университет устроил диспут, на котором Гус объявил, что требовать сожжения философских, математических и других (не богословских) книг Уиклифа могут только невежды. Архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете, но в поддержку Гуса выступило множество народа, за него заступился сам король, который настойчиво просил архиепископа поддержать Гуса перед римской курией, но в 1411 архиепископ умер.

В 1412 папа Иоанн XXIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория XII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры, которые проходили и в церкви и на улицах. По приказу короля пражский магистрат казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви особенно громко возмущались продажей индульгенций. Гус заступился за них, но казнь состоялась. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора, был объявлен интердикт над Прагой и любым другим городом, где бы ни поселился Гус. Гус в октябре 1412 удалился в замок Козийградек (Южная Чехия) к одному из своих друзей и сторонников, где продолжал проповедовать. Здесь он написал по-латыни трактат "О Церкви", всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-14 написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного.

Констанцский собор

К Гусу стекались толпы народа, волнения не утихали, а нарастали. Резонанс от выступлений бывшего ректора Карлова университета вышел за пределы Чехии. Император Сигизмунд I (брат и наследник Вацлава) настоял на созыве Констанцского собора (1414), пригласив туда Гуса для защиты своих взглядов. Гусу была выдана охранная грамота за подписью императора и для охраны его сопровождали трое чешских дворян. Гус прибыл в Констанц 3 ноября и 28 ноября был вызван на допрос антипапой Иоанном XIII и кардиналами. Последовала непродолжительная дискуссия, после которой Гус был схвачен и арестован. Не помогли ни протесты дворян, ни негодование вскоре прибывшего императора. Гус обвинялся в приверженности ереси Уиклифа, главным был пункт по вопросу об евхаристии, а также учение о том, что Церковь может обойтись без папы и некоторые другие пункты. Защищаясь, Гус апеллировал к Священному Писанию и соглашался отречься только, если ему представят тексты более весомые, чем те, на которые ссылался он.

Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна XXIII, который оказался в темнице рядом с ним. В целом собор был расположен к нему скорее благожелательно, все кардиналы и император старались избежать раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, даже если он считал себя правым, почти в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа. Он просил не налагать на него "петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступить против совести". Написанные им в заключении письма к друзьям ярко характеризуют его цельную личность, основной чертой которой была любовь к истине. Личность Гуса производила впечатление даже на его врагов. Его беспрестанно уговаривали отречься ради спасения жизни. 6 июля 1415 на 15-м заседании собора ему прочли обвинительный приговор, в котором к прежним обвинениям добавилось еще одно, будто бы Гус называл себя четвертой ипостасью Троицы. Гус был лишен сана и тут же выдан светской власти, уже сделавшей все приготовления к казни. Последними словами Гуса были: "Призываю Господа в свидетели, что не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть". По преданию, старушке, подбросившей хвороста в костер "еретика", Гус сказал: "Святая простота!". Искры от этого костра вскоре разлетелись по всей Чехии.


При написании текста были использованы материалы Википедии, Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия, а также статья "Образ Яна Гуса в мировой литературе"