"Karlshtain" "Zlatogradishte"

г. Екатеринбург
29 июня — 3 июля 2011

"Zamok fey"

Религиозный конфликт


В основе религиозного конфликта между католиками и гуситами лежит отношение к авторитету Церкви. Для католиков авторитет Церкви непоколебим. Радикальные гуситы отрицают авторитет Церкви как таковой, не признавая никаких посредников между человеком и Богом.

На формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды Джона Уиклифа (английский богослов, профессор Оксфордского университета, первый переводчик Библии на среднеанглийский; осуждал алчность духовенства), вальденсов (отвергали собственность, проповедовали свободу чтения Библии и мирской проповеди) и чешского проповедника Яна Гуса.

С самого начала в движении гуситов принимали участие представители различных социальных слоёв и идейно-политических направлений, преследовавшие различные цели. Значительная часть чешской шляхты и бюргерства, а также университетских профессоров разделяли это учение. Они высказывались за отчуждение церковного имущества и ослабление влияния Церкви на светские дела. Шляхта и бюргерство составляли умеренное течение гуситства. Именно их обычно подразумевают под термином чашники.

Также название "чашники" могло употребляться по отношению ко всем гуситам, так как символ чаши был общим для движения. Радикальных гуситов, которые создали на горе Табор в Южной Чехии укреплённый лагерь, также называли таборитами.

Итак, умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.
Радикальные гуситы признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение, проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения. Радикальные проповедники призывали к установлению новых порядков и предсказывали скорое наступление "тысячелетнего царства Христова на земле" (хилиазм).

Требование чаши для мирян

Требование чаши для мирян было выставлено впервые в 1414 г. пражским магистром Яковом Малым (Jacobellus) из Миса, который учил, что следует причащать мирян под двумя видами, т.е. вином и хлебом (ранее причащали только хлебом). Его последователи стали называться утраквистами (от лат. utraque specie, "под двумя видами"), каликстинцы (от лат. calix, "чаша") или по простонародному "чашниками". На запрос, сделанный об этом друзьями Гусу в Констанце, он отвечал, что хотя не считает причащение под обоими видами "обязательным", но признает его дозволенным и спасительным.

15 июня 1415 на своем XIII заседании Собор на основании заявления епископа лейтомышльского (в Чехии) признал еретиками тех, кто будет отвергать каноническое причащение (т.е. осудил причащение "под обоими видами").

Четыре пражские статьи

Умеренные гуситы составили политическую и религиозную программу, которая получила название Четыре пражские статьи. Эта программа была составлена на теологическом факультете Пражского университета в ходе диспутов в 1417-1420 гг. и была одобрена таборитскими священниками. На этой основе табориты и чашники объединились против общего врага - императора Священной Римской империи Сигизмунда (брата Вацлава IV и наследника чешской короны). Программа была представлена в составе народного народного манифеста 27 мая 1420 к королю Сигизмунду.

Пражские статьи были основаны на учении Яна Гуса и были направлены на реформирование католической церкви, лишение контролируемой римскими папами церкви экономического и светского могущества.
Основное содержание:

  • Свобода проповедования "Слова Божьего".
  • Причащение мирян обоими способами: хлебом и вином.
  • Запрет священникам быть одновременно представителем светской власти (это означало лишение церкви права владеть имуществом).
  • Суровые наказания за грехи (к грехам причислялись практикуемые католической церковью продажа индульгенций, продажа церковных должностей, и т. д.).


Официальная позиция католиков выложена в разделе Карлштайн:

Позиция таборитов выложена в разделе Табор:


При написании текста были использованы материалы Википедии.