"Karlshtain" "Zlatogradishte"

г. Екатеринбург
29 июня — 3 июля 2011

"Zamok fey"

Рекомендации по костюму

Замок Карлштайн. Император. Звон бокалов и мечей. Главное в костюме - изящество.

moda Karlshtain

Бургундская готика как направление моды складывается в конце 14 - 15 веках. В одежде Западной Европы в середине XIV столетия начинается подлинное "господство ножниц". Впервые мода определяется как стилизация тела посредством одежды - подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию и т.д. Как мужскому, так и женскому готическому костюму присуща искусственная вытянутость форм, в линиях сказывается общая стилевая особенность "готической кривой", фигура приобретает г-образный силуэт. Основной принцип моды этого времени - подчеркивание удлиненных и заостренных форм.

Мужской костюм

moda Karlshtain

Прилегающий силуэт в мужской одежде подчеркивал ширину плеч и груди, сильные стройные ноги.

Элементы костюма:

1. Камиза (шемиза) - нижняя рубаха, сорочка. Длина - до начала бедра. Крой прямой, иногда вставлялись ластовицы. Рукава могли быть длиной от середины плеча до кисти. Камизы знати могла украшать обильная вышивка шёлком, золотыми и серебряными нитями.

2. Шоссы - узкие, плотно облегающие ноги чулки. К 15 веку стали сшивными. Обычно изготавливались из шерсти.

3. Камзол - узкий и короткий. Часто с пуговицами спереди. Это нижнее платье.

4. Верхнее платье. Варианты его различны. Оно могло быть коротким или длинным.
a. Тапперт - одежда с широкими рукавами или одними проймами, надевающаяся через голову. Его рукавам придают форму колоколов или крыльев, которые свешиваются до колен и закрывают часть спины. Но обыкновенно такие рукава висят сзади только в качестве украшения, а руки продеваются в особые проймы, находящиеся спереди. Если тапперт очень короток, его обшивают внизу узкой меховой опушкой, мохнатой шерстью или чем-нибудь в этом роде. Зимой он подбивается мехом весь, не исключая и рукавов.
b. Жакет - короткая распашная одежда, полы которой, расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом, талии. Жакет имел стоячий воротник, иногда был опушен мехом. Рукава у жакета бывали различные - и колоколообразные, и висячие, но чаще всего, имели вид пышного буфа у плеча и сильно сужались к кисти руки. В рукавах часто делали разрез, в который можно было продеть руку. В этом случае сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль фигуры. До середины XV века жакеты были неотрезными в талии.
c. Упелянд (упленд) и роб. Упленд был настолько длинным, что полы его часто волочились по земле. Упленд был распашной одеждой и обязательно опоясывался. Сверху, до талии, он мог застегиваться, но от талии до подола был распахнут. Часто он имел шалевидный воротник иногда меховой. Рукава сверху узкие, книзу сильно расширенные. Роб представлял собой накладную одежду со стоячим воротником и надрезом у ворота спереди или сзади. Спереди роб был узким, обычно опоясанным в талии. Иногда сзади был своеобразный шлейф ("полотенце"), представлявший собой полотнище ткани, пришитое на спине под воротником. Рукава роба имели вверху вид буфа, а от локтя до кисти были узкими. Роб был одеждой средневековых щеголей.

5. Головной убор. Капюшон с оплечьем, часто украшенный бубенчиками и зубцами. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом. Кроме капюшона, носили шаперон, который к XV веку приобрел вид шляпы, так как его заранее драпировали и сшивали. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей. Они украшались брошами и перьями. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы - одну на голове, вторую за спиной.

Также в костюме могут присутствовать:
6. Плащ. Длинный плащ стали носить только пожилые люди, а молодежь предпочитала совершенно короткий, едва доходивший до бедер и не закрывавший даже мешочка для половых органов, пристегнутого к штанам спереди между ног, который как раз в это время стал входить в моду.
7. Каль - чепец. Вид головного убора, относимый к разряду белья. Мог носиться самостоятельно или одеваться под другой головной убор.

Женский костюм

moda Karlshtain

В женской одежде прилегающий силуэт подчеркивал покатые узкие плечи, хрупкость и красоту женщины. Поэтому в XV в. пропорции женского костюма меняются.

Элементы костюма:

1. Камиза (шемиза) - нижняя рубаха, сорочка простого покроя с длинными узкими рукавами или без рукавов. Женская камиза доходила до щиколотки и могла быть просторной либо облегать тело благодаря шнуровке, которая собирала ткань на боках. Камизы знати могла украшать обильная вышивка шёлком, золотыми и серебряными нитями.

2. Котт - нижнее платье. В 15 веке приталенное с узкими рукавами. Может быть с бомбардами (воронкообразным расширением, закрывающим верхнюю часть кисти).

3. Верхнее платье. Им может быть упелянд, сюрко, роба. Для верхнего платья характерно: свободный, трапециевидного кроя (как правило носилось с поясом) или платье может быть отрезное по талии, с узким коротким лифом и очень широкой юбкой со шлейфом из нескольких клиньев разной формы. Линия талии в нем переносится под грудь. Шлейф достигает нескольких метров длины. Передняя часть могла быть укорочена, платье как бы вздернуто в центре на талии. Или можно было придерживать в кулаке правой руки часть подола верхнего платья спереди. Это позволяет видеть украшенный подол котт и создает определенную постановку фигуры - животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женщины. Остроугольное декольте отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Рукава могут быть разных форм: широкие (первые две картинки), неширокие рукава (третья картинка) или "мешочки" (четвертая картинка).

moda Karlshtain  moda Karlshtain

moda Karlshtain   moda Karlshtain

4. Головной убор. В период готики прическа в женском костюме отступала на второй план, так как основной акцент делался на головной убо р- чепцы различной формы, венцы, обручи. Распространен был конусообразный головной убор с вуалью, высота которого достигала 70 см. А также вилообразный или "двурогий" чепец с ниспадающим покрывалом или широким свисающим краем.

Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, лифе, юбке, рукавах, составляют основу выразительности костюма. Длина лифа относится к длине юбки как 1:5, голова (с головным убором) к росту- 1:4,5.

Аксессуары

Огромное внимание уделяется ювелирным украшениям - пояса, цепи, ожерелья, пряжки, бубенчики. Драгоценные безделушки подчеркивают изысканность, изощренность бургундской моды: на пальцах до 20 колец, на груди - массивные цепи, в руке носовой платок с уголком - золотым сердечком. На шее - ожерелье из крошечных золотых сердечек и эмалевых слезок. К поясу прикреплены четки, зеркало, восковой амулет, позолоченный соколиный коготь-зубочистка. Кроме того, появляется носовой платок для обмахивания, называемый "фаццолетто".

Обувь

Пулены (poulaines - нос корабля) - остроносая обувь, ее ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам - в 2 ступни, рыцарям - в 1,5 ступни, горожанам - в 1 ступню, простолюдинам - в 0,5 ступни.

Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Чтобы облегчить ходьбу и сохранить обувь, частенько носили деревянные башмаки - "сабо" c низкими каблуками, державшиеся на ремнях.

РЫЦАРИ

1. Сигизмунд Люксембургский
2. Гынек Крушина из Лихтенберга

moda Karlshtain

1. Ченек из Вартемберга
2. Богуслав из Свамберга
3. Ульрих из Розембурга

moda Karlshtain


Иллюстрации взяты с сайтов Статья про бургундскую готику с картинками, Английский костюм 15 века, картинки, Войны гуситов.