"Karlshtain" "Zlatogradishte"

г. Екатеринбург
29 июня — 3 июля 2011

"Zamok fey"

Статьи, предъявленные таборитам, как еретические


1. Во-первых, что уже теперь в настоящем, т. е. 1420, году произойдет, и есть окончание века сего, т. е. конец всякому злу. - Заблуждение!

2. И еще, что уже теперь настали дни возмездия и год расплаты, когда все грешники мира сего и противники закона божия все до последнего погибнут и должны погибнуть от огня, меча и последних семи казней, о которых сказано у Екклесиаста (гл. 39), а именно: от огня и меча, от голода, от зубов диких зверей, скорпионов и змей, от града и смерча. - Недопустимое заблуждение в христианской вере!

3. И еще, что уже в настоящее время отмщения нет места милости и состраданию во имя бога, и потому людям дурным и противникам закона божия не должно оказывать никакого снисхождения. - Ересь, происходящая от упорства!

4. И еще, что уже в настоящее время отмщения Христу надо подражать и следовать не в милости, кротости и милосердии по отношению к противникам закона божия, но только в его ревности и гневе, неумолимости и справедливости его взыскания. - Ересь, происходящая от упорства!

5. И еще, что в настоящее время отмщения всякий верующий, который удержит меч свой от того, чтобы лично самому пролить кровь противников закона божия, да будет проклят, но каждый верующий должен омыть руки свои в крови врагов Христа, ибо блажен тот, кто воздает дочери бедной воздаяние, которое она воздала нам. - Это и ересь, и жестокость тираническая!

6. И еще, что в настоящее время отмщения всякий священник господа Христа свободно может и должен сам бороться за общий закон и разить грешников, ранить и убивать вещественным мечом или каким-нибудь другим оружием. - Ересь!

7. И еще, что в настоящее время отмщения, поскольку еще существует воинствующая церковь, еще задолго до последнего суда все города, села, крепости и все строения должны, подобно Содому, быть разрушаемы и сжигаемы, потому что ни господь бог и никто из добрых не войдет в них. - Заблуждение невиданной и неслыханной жестокости!



10. И еще, что уже в это время отмщения никто не может спастись или уберечься от бича божия, как только собравшиеся на вещественных горах или в каменных пещерах, где собираются одни только верные. - Заблуждение!

11. И еще, что всякий, кто прочтет или услышит в настоящее время возмездия проповедь слова господня, где будет сказано: "Те, кто находится в Иудее, бегите в горы", но сам не уйдет из города, села или замка в горы вещественные, где собираются теперь верные братья, тот впадет в смертный грех против заветов Христа и будет наказан и погибнет от бича господня вместе со всеми этими городами, селами или замками. - Заблуждение!

12. И еще, что только те верные, которые соберутся в указанных горах, суть то тело, к которому, где бы оно ни было, соберутся орлы, и суть войско, посланное богом по всей земле для осуществления всех кар указанного отмщения и для исполнения наказания над народами, их городами, селами и крепостями и всеми языками, сопротивляющимися ему, будет судить судом своим. - Заблуждение и ложь!

13. И еще, что всякий господин, вассал, горожанин или крестьянин, который, будучи наставлен вышеупомянутыми верными христианами в следующих четырех положениях, ими объявленных, а именно: 1) о свободе всякой истины, 2) о проповедовании закона божия, 3) о заботе о спасении людей и 4) об истреблении грешников, по примеру их самих не примкнет к ним всем своим существом, всякий такой пусть будет уничтожен или убит как сатана и дракон, и имущество его пусть будет разграблено. - Заблуждение!

14. И еще, что в настоящее время возмездия все частное имущество противников закона божия должно быть любым способом захвачено упомянутыми верными и уничтожено отнятием, сожжением или вещественным разрушением. - Заблуждение!

15. И еще, что все крестьяне и подданные, даже по принуждению платящие ежегодные взносы противникам закона господня, должны быть разорены и осуждены и, как враги, должны быть лишены своего имущества. - Заблуждение и подстрекательство к грабежу и воровству!

16. И еще, что воинствующая церковь, которая будет существовать до окончательного суда, уже теперь, задолго до последнего пришествия Христа, благодаря другому пришествию Христа, которое уже осуществилось, будет превращаться и уже превращается в царство божье, так, что в ней не будет уже никакого греха, никакого соблазна, никакой скверны, никакой лжи и никакой несправедливости. - Ересь, происходящая от упорства!

17. И еще, основывать указанные выше положения на тексте Матфея (гл. 13 и 24) о скончании века и понимать под скончанием века конец и предел настоящего времени или текущего года, после чего начнется другой век, т. е. время и век людей, вечно живых и сверкающих как солнце, свободных от какого-либо пятна в упомянутом царстве отца [небесного], которое будет продолжаться до самого конца мира, а понимать конец века или мира, есть заблуждение от невежества!



19. И еще, что при обновлении царства избранные люди тотчас воскреснут из мертвых во плоти своей в первом воскресении, которое на много времени опередит второе, которое уже будет общим; и Христос, спустившись с небес, будет пребывать с ними на земле во плоти, так что все будут видеть его глазами, и устроит он великий пир и трапезу на горах вещественных и, придя на него, чтобы увидеть всех возлежащих, ввергнет всех злых в мрак преисподней, а все, кто не будет находиться в горах, как некогда не бывшие в ковчеге Ноевом во время потопа, будут в одно мгновение истреблены огнем. - Заблуждение!

20. И еще, что после первого воскресения те, кто будет взят вместе с Христом на небо живыми, не умрут плотью своею, но будут жить со Христом видимо, жизнью живых существ на земле, и исполнится над ними все дословно, что сказал господь у Исайи. гл. 65: "Вот я сотворю новое небо и новую землю..." и до конца главы, а также в Апокалипсисе, гл. 21: "И увидел я новое небо и новую землю..." и до конца главы. - Заблуждение!

21. И еще, что в указанном выше царстве Христа, обновленном, как сказано, названными выше казнями, не будет никакого преследования еще живущих людей, потому что прекратятся все страсти Христовы и страсти плотские. - Ересь!

22. И еще, что в вышеназванном царстве людей еще живых, которое будет продолжаться до общего воскресения мертвых, задолго перед этим исчезнут все взыскующие власти и прекратятся подати и окончится всякое господство князей и светская власть. - Ересь и обман простого народа!

23. И еще, что теперь не нужно будет верным этого царства избирать себе верного царя для карания злых и награждения добрых, потому что править будет один только бог и царство будет передано народу земли. - Заблуждение!

24. И еще, что слава этого обновленного царства в этом мире вплоть до общего воскресения мертвых будет больше, чем была слава прежней церкви. - Заблуждение!

25. И еще, что это царство воинствующей церкви, которое есть последний дом перед общим воскресением мертвых, будет одарено большими дарами, чем первый дом, т. е. первоначальная церковь. - Заблуждение!

26. И еще, что в обновленном царстве воинствующей церкви не будет светить людям солнце человеческого разума, т. е. не будет никто учить ближнего своего, но все будут учениками бога. - Ересь!

27. И еще, что в обновленном царстве воинствующей церкви потеряет силу письменный закон божий и все священное писание упразднится, потому что закон Христа написан будет у всех в сердцах и не будет нужды в ученых. - Заблуждение!

28. И еще, что закон милости, что касается его смысла, выраженного во многих случаях в противоречии с указанными выше положениями, как-то: о преследованиях, обидах, обманах верующих, о раздорах, соблазнах, окончится, лишится значения и перестанет действовать,- так это будет в обновленном царстве воинствующей церкви. - Ересь!



33. И еще, что в настоящее время возмездия женщины могут свободно расставаться со своими мужьями и уходить от них, остающихся им верными, хотя бы и против их воли, и от детей своих, и от дома своего в вещественные горы или в пять городов. - Заблуждение!

34. И еще, что при обновлении царства церкви живой все храмы, алтари, базилики, посвященные во имя господа бога или названные, кроме имени Христа, еще именем какого-нибудь святого, как святотатственные и симонические, должны быть разрушены до последнего камня в основании, сожжены или уничтожены еще каким-нибудь образом. - Заблуждение от излишней мудрости, бесплодный соблазн для всего мира!

35. И еще, что никто из верных священников не должен поселяться в домах священников, как в домах еретических и нечистых, не должен даже и посещать их, но должен разрушать их. - Заблуждение!

36. И еще, что, по евангельскому обычаю, евангелические священники не могут иметь частной собственности, необходимой им для прокормления и облачения, потому что они изъяты из ведения гражданского права и им не пользуются, и что не следует принимать от них таинство. - Заблуждение от невежества!

37. И еще, что изукрашенные одежды для совершения святой литургии, введенные в употребление и признанные прежней церковью, в силу ее греховности, суть одежды и наряды еретические, а потому их должно отдать на одежды светских лиц и на другое низкое употребление. - Заблуждение от невежества!

38. И еще, что все служащие литургию в облачении и с тонзурой на голове, пусть даже устранены ими излишество и пышность, суть блудницы изукрашенные. - Заблуждение!

39. И еще, что все совершающие литургию с соблюдением всякой обычной обрядности в облачении, принятой прежней церковью, суть не священники, но лицемеры, и что тщетно они возносят молитвы и что службы их не следует и слушать. - Ересь!

40. И еще, что следует совершать литургию под открытым небом, в домах и в палатках, отступая от обычаев ранней церкви лишь в случаях самой крайней необходимости; храмами же, которые при этом обычно посещаются, следует упорно пренебрегать. - Заблуждение суеверия!

41. И еще, что ни один священник, совершивший какой-либо смертный грех, не имеет власти от бога совершать таинства причащения или крещения. - Ересь!

42. И еще, что Иуда не приобщился таинства евхаристии на последней вечере и не причастился телом и кровью Христовой и не получил власти совершать таинства. - Ересь!

43. И еще, что святые досточтимые дары евхаристии, освященные священниками, впавшими в смертный грех, мирянам надлежит выбрасывать или выливать на землю, а сосуды ломать или святые дары вместе с сосудами с пренебрежением бросать в сорную яму. - Ересь нечестивая и полная соблазна!

44. И еще, что в таинстве евхаристии в вине и хлебе не содержится истинного бога и человека, ни явно, ни тайно. - Ересь!

45. И еще, что в таинстве евхаристии не следует почитать истинного бога и человека какими-либо внешними признаками почитания. - Ересь!

46. И еще, что перед освященными дарами евхаристии не следует преклонять колена или проявлять какие-либо другие внешние признаки почитания бога. - Ересь!

47. И еще, верить, что в святых дарах тела Христова под видом хлеба или под видом вина содержится весь Христос со своим телом и кровью, - есть ересь!

48. И еще, что не следует и не полезно сохранять святые дары евхаристии на завтрашний день для употребления верующих или для совершения богослужения. - Заблуждение!

49. И еще, что во время литургии никогда не следует выносить святые дары евхаристии, соблюдая обычай прежней церкви. - Заблуждение!

50. И еще, что тело и кровь Христовы так же могут быть вкушаемы в таинстве под видом любой пищи, как и под видом святых даров, лишь бы человек был осенен милостью божьей. - Заблуждение!

51. И еще, что ни в какой приходской церкви ни в какой день не следует совершать больше чем одну литургию. - Заблуждение!

52. И еще, что одному и тому же человеку-мирянину можно в течение одного дня принимать причастие святых тайн сколько угодно раз. - Заблуждение, противное уставу церкви!

53. И еще, что верным следует придерживаться лишь того и верить только в то, что ясно и отчетливо сказано в писании. - Ересь!

54. И еще, верить и придерживаться того, что таинства евхаристии и крещения вместе с другими таинствами не будут сохранены в церкви вечно живой до окончательного прихода Христа, есть заблуждение!

55. И еще, что все человеческие предания и церковные установления, как бы они ни были похвальны и полезны, должны быть просто устранены, как мякина от зерна, и отменены. - Ересь!

56. И еще, что не следует соблюдать никаких постановлений вселенской церкви и вдохновленных святым духом святых отцов, хотя бы и вполне законных, ибо следует довольствоваться только соблюдением положений святого евангелия. - Заблуждение!

57. И еще, что не следует верующим читать и изучать писания, учения и постановления святых отцов, признанных прежней церковью по учению и по жизни, как, например, Дионисия, Оригена, Киприана, Хризостома, Иеронима, Августина, Григория и других, не следует пользоваться их писаниями и для подкрепления своего понимания священного писания. - Заблуждение слепоты, невежества и незнания!

58. И еще, что не следует никогда и никаким образом изучать и стараться охватить все истины философии и искусств, хотя они и побуждают к соблюдению закона божия. - Заблуждение!

59. И еще, что никогда не нужно предварительно освящать или благословлять воду для крещения и сохранять святую воду в церкви. - Заблуждение!

60. И еще, что детей следует крестить без крестных родителей и усвоенных еще в прежней церкви вопросов и ответов, но следует крестить при любых удобных обстоятельствах. - Заблуждение!

61. И еще, утверждать, что не следует верующим признавать и никогда не следует совершать тайную исповедь на ухо, есть заблуждение!

62. И еще, что людям кающимся и исповедующимся никогда не следует предписывать постов, истязаний плоти или других искупительных действий, как-то: молитв, милостыни, пролития слез, но достаточно только слов: "Иди и больше не греши". - Заблуждение!

63. И еще, что в церкви божьей не должно ни сохранять, ни применять священного миро для помазания недужных и вновь крещенных. - Заблуждение!

64. И еще, что епископов по своему желанию и усмотрению позволено избирать каким угодно священникам, а не епископам. - Заблуждение неверия!

65. И еще, что нам, живым людям, не следует никогда и никаким установленным для этого образом ни почитать, ни умолять о какой-либо милости никаких святых, обитающих в царстве небесном. - Заблуждение!

66. И еще, что святые, находящиеся в царстве небесном, не помогают живым людям ни своими молитвами, ни какой-либо другого вида помощью. - Явное заблуждение!

67. И еще, что не обязательно для верующих соблюдать пост четыредесятницы, установленный в прежней церкви, и другие посты четырех времен года и каждой пятницы и т.д., но что каждый по своему желанию и усмотрению может в эти дни есть, что желает и сколько раз желает. - Заблуждение!

68. И еще, что за исключением дней воскресных верующие не должны ни по каким предписаниям прежней церкви почитать никаких других праздников. - Заблуждение!

69. И еще, что не следует признавать очистительного огня после земной жизни для душ, расставшихся с телом, и что не следует этого никаким образом утверждать. - Заблуждение!

70. И еще, что не следует верующим совершать за своих умерших никаких приношений, ни молитв, ни милостыни, как вообще недозволенных. - Заблуждение!

71. И еще, что верующие не должны петь во время богослужения никаких гимнов, восхвалений и других песнопений, сохранившихся от прежней церкви. - Заблуждение!



Текст взят из книги Вавржинца (Лаврентия) из Бржезовой, ГУСИТСКИЕ ХРОНИКИ
(Глава 77).
Некоторые пункты статьи опущены (поставлено "..."), на игре они использоваться не будут.