"Karlshtain" "Zlatogradishte"

г. Екатеринбург
29 июня — 3 июля 2011

"Zamok fey"

Таборитское учение


В этой статье описаны религиозные взгляды таборитов и то, как они проводили службы.


Артикулы таборитских священников
Таборитское учение на практике
Результаты таборитского учения

АРТИКУЛЫ ТАБОРИТСКИХ СВЯЩЕННИКОВ

Во-первых, что верным христианам не следует придерживаться ничего написанного либо сказанного кем-либо из ученых людей и не следует придавать этому всеобщей веры, но держаться только за то, что отчетливо сказано в канонической Библии, ибо все прочие книги таких учителей суть хитрость антихриста и должны быть отброшены, упразднены или сожжены.

И еще, что каждый, кто изучает свободные искусства или достигает в них ученых степеней, есть суетный человек и язычник и грешит против евангелия господа нашего Иисуса Христа.

И еще, что не следует придерживаться никаких учений святых отцов и постановлений старейших, никаких обычаев или традиций, созданных людьми, но все это следует упразднить и уничтожить, как заветы антихриста, потому что Христос и его апостолы нигде в Новом завете этого делать не указывали.

И еще, из вышесказанного они заключали, что не следует сохранять или считать святым никакое миро, или освященный елей, или воды для крещения. Подобным же образом не следует освящать, благословлять и считать святыми ни чаши, ни корпоралы, ни ризы, ни также никакие другие обычные церковные предметы. Подобным же образом не следует читать часов по канону. Не следует соблюдать обряда обедни в отношении облачения и ритуала, установленных уже давно церковью, а также и церковное пение, но, скорее, следует их отбросить и упразднить совершенно, как установления человеческие и препятствующие закону божию.

И еще, не нужно крестить детей непременно в особой освященной и сохраняемой для этого воде с соблюдением заклинаний и с привлечением обычных крестных родителей. Но они могут быть крещены в простой свежей воде и в каком угодно месте.

И еще, все богослужебные книги и молитвенники, а вместе с тем и виатики (переносная доска, на которой можно было служить мессу вне костела, например, в пути), и часословы (церковно-служебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песни и пр.) и все украшения, или священнические облачения, и всякие другие предметы, применяемые при богослужениях, дарохранительницы и чаши, золотые или серебряные пояса и всякие одежды, роскошно украшенные или как-нибудь расписанные,- все это следует уничтожить или сжечь; больше подобает во всех упомянутых богослужениях выступать в простых сельских одеждах, а из этих облачений лучше понаделать зипунов и рукавиц, нежели пресвитерам совершать в них богослужение.

И еще, не следует применять и строго соблюдать исповедание на ухо, не следует принуждать к нему даже грешников, совершивших преступление, но достаточно исповедоваться одному богу в сердце.

И еще, не следует верным соблюдать постов четыредесятницы и в четыре времени года, а также вигилий (так назывался вечер перед великими праздниками) и всего прочего, установленного людьми и обычаем, но пусть каждый по доброму своему желанию ест в эти дни, что у него имеется или что покажется ему наиболее удобным.

И еще, что, кроме воскресных дней, верующим не следует почитать никаких других праздничных дней.

И еще, что каждого пресвитера, совершающего богослужение с тонзурой на голове, в облачении или мантии и служащего обедню с соблюдением всего установленного обряда, верующие должны презирать как ту блудницу, о которой написано в Апокалипсисе. Но обедню следует служить, по примеру Христа и его апостолов, на каком бы ни пришлось месте, с бородой и без тонзуры в обычной одежде и без алтаря. И святое таинство евхаристии следует совершать ради стоящих в храме, громким голосом и не следует его уносить и сохранять на завтрашний день.

И еще, священникам евангелическим не подобает на законных основаниях жить в домах, предоставленных или отведенных им мирянами в вечное пользование по образу милостыни, и не должно им иметь владений, так как, согласно гражданскому праву, таковые от них должны быть полностью отняты и изъяты, ибо всеми признано, что не дано им право такого обладания. И нельзя от священников, обладающих собственностью принимать таинства.

И еще, не следует верить, что после плотской смерти для душ верующих христиан существует чистилище, и совершенно тщетно и глупо молиться за умерших или совершать какие-либо другие деяния милосердия ради умерших.

И еще, все наши взывания и моления, как умственные, так и словесные, к святым, которые находятся в царстве небесном, о каких-либо милостях отзывают ересью и идолопоклонством.

И еще, не должно иметь никаких икон, ни других изображений того, что есть на небесах и на земле, под страхом впасть в идолопоклонство, но все подобное следует разрушать и сжигать как идолов. Ибо сказано в Исходе, гл. 20: "Не сотвори себе кумира ни всякого подобия его".

ТАБОРИТСКОЕ УЧЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

На основании вышеизложенных статей в течение лета господа 1420-го среди духовенства и простого народа возникли великий спор и раскол. Вожди и пресвитеры таборитские, следовавшие за учением изложенных статей, начали отбрасывать всякую обрядность церковную и постановления святых отцов церкви, касающиеся совершения богослужения, и пренебрегать ими как совершенно ненужными для спасения душ, поскольку они не подтверждены примером Христа или апостолов его и не предписаны ими; всех же, соблюдавших прежнюю обрядность, они стали поносить и всячески препятствовать им, ссылаясь на то, что сказано в последней главе Апокалипсиса: "Если кто приложит что к ним, на того положит бог язвы, о которых написано в книге сей", и на то, что Христос достаточно полно изложил в Новом завете все то, что нужно каждому верующему для спасения. К чему же соблюдать верным установления человеческие и обрядности, не указанные в законе, особенно когда сам Христос сказал книжникам и фарисеям: "Зачем упразднили вы завет господа ради ваших установлений?" Так и ныне, соблюдая установления человеческие, вместе с книжниками и фарисеями упраздняют завет божий. И если не оставят их и не отбросят от себя, то в конце концов неизбежно испытают язвы, указанные в Апокалипсисе.

Поэтому пресвитеры таборитские, избегая установлении человеческих, совершали священное богослужение, не брея бороды и не выбривая себе тонзуры, выступая в серых одеждах, не читая часов по канону, без облачений и корпорал и чаши, совершали таинство не на освященных алтарях, но под открытым небом или в домах за простым столом, накрытым полотняным платком. Они порядка не соблюдали, обедни и слова произносили не по канону, но сейчас же один из всех пресвитеров, преклонив со всеми братьями колена, припадал головой своей к земле, приподнимая заднюю часть тела, читали молитву господню "Отче наш", а потом тот, кто должен был совершать таинство алтаря, вставал и произносил над жертвенным хлебом и вином громким и ясным голосом на народном языке только слова посвящения.

Итак, они освящали тело Христово в виде хлеба, нарезанного не круглыми кусочками по способу церкви, но как придется или даже просто наломанного руками, и пречистая кровь господа пресуществлялась из вина не в чаше, а в каком угодно сосуде: оловянном, глиняном, железном или деревянном. Совершив это, они затем начинали причащать святых тайн евхаристии стоящих около них священников и простой народ. И все священники таборитские в Градиште и вне ее, избегающие церквей, соблюдали такой способ служения обедни, говоря, что так исполняли службу сам Христос и апостолы его в раннем христианстве. Следовательно, все другие, которые не следуют за Христом и поступают не так, как он показал своим примером, а служат в драгоценных облачениях, суть та блудница, о которой сказано в Апокалипсисе. Они произносили слова посвящения громким и ясным голосом, на понятном для народа языке, чтобы народ знал, какое совершается таинство и, принимая причастие, не сомневался бы в том, что это есть истинное тело Христово и пречистая кровь его.

Сначала по всему королевству и по другим странам разнеслась общая чудовищная молва о том, как в королевстве Богемском совершают богослужение сапожники и портные, так как не делается там различия между мирянами и пресвитерами, и люди совершают торжественные богослужения с бородами, небритые и в своих собственных одеждах. Во-вторых, что пресвитеры таборитские убеждали разрушать и сжигать все церковные драгоценности и украшения, чтобы, таким образом, хочешь - не хочешь, принудить к соблюдению своих обычаев и противников.

Поэтому они, одобряя эти обычаи, насильно стали отменять напутствия умирающим и отбирать требники и книги церковных песнопений вместе с церковными чашами и дарохранительницами как из церквей, так и из имущества плебанов; книги они разрывали и сжигали. Чаши же, дарохранительницы и другие церковные серебряные сосуды они продавали ремесленникам-ювелирам; забрав останки святых с алтарей и из дарохранительниц, они с презрением разбрасывали их по всем углам. И еще они уничтожали священные одеяния, предназначенные для священнослужения, и делали для себя из казул и риз зипуны или нарукавники, а из корпорал и альб, к великому соблазну, делали они себе рубашки или другое повседневное платье, например, штаны. Итак, крестьяне оказались одетыми в платья королевского достоинства, в которых раньше не решались выступать даже и духовные отцы.

И еще, так как вышеупомянутые пресвитеры избегали совершать таинства в храмах и на освященных алтарях, утверждая, что храмы принадлежат не богу, а скорее дьяволу или идолам, алтари же освящены не бесплатно во имя божие, но ради мамоны несправедливости и не во славу господа Иисуса Христа, но, по обычаю симонии, во славу какого-нибудь святого, а потому по справедливости следует их разрушать, и, где только могли, они храмы разрушали и сжигали или оскверняли каким-либо еще другим способом. Богато одаренные алтари они опрокидывали или отрубали у них края и делали их непригодными для священнослужения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТАБОРИТСКОГО УЧЕНИЯ

И еще, святое миро и елей для помазания больных и святую воду для крещения и окропления верующих они выливали как бесполезные выдумки человеческие. Сосуды же, содержавшие все это, они разбивали или оскверняли нечистотами и не совершали больше миропомазания ни над каким вновь крещенным христианином, ни предсмертного елеопомазания над умирающим. Но крестили в проточной или взятой где попало воде, не призывая крестных родителей и не соблюдая церковной обрядности, произнося лишь слова: "Петр или Иоанн, ныне крещаю тебя во имя отца и сына и святого духа". И сейчас без миропомазания же причащали под обоими видами вновь крещенного младенца, хотя совершенно еще к тому не подготовленного.

И еще они осуждали исповедь на ухо священнику, утверждая что 11 грехах, заслуживающих прощения, достаточно исповедаться перед одним только господом богом, покаяние же в смертных грехах должно совершаться публично, в присутствии всех братьев и сестер. И если кто согрешит против кого-нибудь братьев или сестер и станет перед всеми просить себе прощения, то пусть другие примирятся с ним и тогда, преклонив к земле колена, братья и сестры должны усердно молиться за кающегося, а наказание, достойное его прегрешения, он должен принять только по слову пресвитера.

И еще, они отрицали вместе с вальденсами, что после этой жизни еще существует чистилище для душ, утверждая, что существует только два пути, именно: в ад и в царство небесное, так что умирающие в смертном грехе отводятся сразу но пути в ад для вечного там осуждения. Тех же, которые могут заслужить прощение, господь бог уже в этой жизни, перед смертным их часом мучит всякими испытаниями и всевозможными болезнями и страданиями плоти и тем в достаточной степени очищает. Так что после такой жизни уже не остается и них ничего, что надлежало бы еще подвергнуть очищению, но души таких людей, освободившись от тела, сейчас же вступают в вечное упокоение. Следовательно, бесполезно молиться за умерших, служить заупокойные обедни и всенощные. Но все это измыслил алчный клир, чтобы за свои службы и молитвы собирать деньги по образу симонии.

И еще, они с величайшим ожесточением обрушивались ежедневно в своих проповедях как на всякие изображения распятого Христа, так и на статуи святых, так что все эти изображения, как глухих и немых идолов, они выбрасывали из церквей и тут же ломали или предавали пучине огненной. Ибо сказано в писании: "Я господь бог твой, который вывел тебя из земли египетской и из дома рабства; да не будет у тебя других богов и не сотвори себе кумира ни всякого подобия ни на небесах - вверху, ни на земле - внизу" и т. д. По этой причине не только табориты, но вместе с ними и многие горожане ломали, разбивали и сжигали все церковные иконы и статуи, где бы они их ни находили, или, выколов им глаза и отрубив носы, оставляли их, как позорные чудовища, на великий стыд и позорили.

И еще, на основании того же ошибочно понятого положения они отрицали все заслуги святых, говоря: "Что такое Петр или Павел или всякий другой святой? Разве они не были такими же людьми, как и мы, и разве не были спасены благодаря помощи только одного господа бога и через молитвы, обращенные к нему, а не по заступничеству и молитвам святых?" И не проводили они всенощных бдений во имя каких-нибудь святых, но только во имя Христа, и не праздновали никаких праздников, кроме дней воскресных, так как все это установили люди, а не господь. По этой причине по пятницам, а также во все четыре поста и в канун праздников, к соблазну и погибели многих, они пожирали мясо и ни одного дня не постились, кроме тех случаев, когда предписывали им поститься их пресвитеры. В такие дни им совсем не полагалось ни есть, ни пить, некоторые воздерживались от еды до вечера, а некоторые - до следующего дня.

И еще, так как они не признавали заслуг святых, то все церкви и алтари, посвященные не только одному Иисусу Христу, но носящие также имена каких-либо святых, они предавали проклятию, называли симоническими и объявляли подлежащими вместе с домами их настоятелей разрушению и сожжению. Ведь апостолы не освящали таких церквей и не имели собственных роскошных домов, ни десятин, ни пожертвований на храм, но обходили весь мир, проповедуя с усердием слово божие и довольствуясь милостыней. По этой причине они запрещали принимать таинства от владеющих имуществом пресвитеров и без числа сжигали или разрушали каким-нибудь другим образом храмы и дома плебанов по всему королевству, так что настоятели и их викарии, растеряв своих овец [т. е. прихожан], блуждали вместе с ними. Отсюда произошло так, что на много миль вокруг, где только имели власть табориты, не осталось ни одного храма, при котором бы жил церковнослужитель, но все они в страхе разбежались; и много народа умирало без церковного напутствия и детей - без святого крещения.



Текст почти без правок взят из книги Вавржинца (Лаврентия) из Бржезовой, ГУСИТСКИЕ ХРОНИКИ (Главы 55, 56, 58).



Таборитам следует обратить внимание на Статьи, которые им были предъявлены как еретические. (Выложено в разделе Карлштайн).
Как таборитские священники защищали свои позиции в ответ на эти обвинения, можно прочитать у Лаврентия из Бржезовой, глава 78.